Танец смерти на празднике жизни

Мы все болеем смертью. Правда, не все об этом помним. Такая память – серьезное испытание. А продолжается оно, наверное, с того самого момента, когда мы начинаем что-либо осознавать. «Механизм» сознания запущен… Рано или поздно это должно привести к необратимым последствиям. Вдруг, ни с того ни сего, всё происходящее, сгущаясь, проваливается в одну точку — отныне она и является центром мира, единственной вселенной – исключительной в том, что только она одна есть средоточие жизни.

Я – эпицентр всего происходящего. Существовавшее ранее разделение на внешнее и внутреннее становится иллюзорным. Внутреннее оказывается тем, что существует снаружи, а то, что казалось бывающим вне, осознается как присут(ь)ствующее исключительно внутри. В смешениях-переплетениях–перекрестках Я оказывается истоком и стоком, который, если вглядеться, есть не что иное, как пустота, черная точка, пытающаяся себя наполнить, ощущая при этом, что пустота внутри переполняется еще большей пустотой. Чёрной негой по миру разливается меланхолия.

«Меланхолия» (2011) Ларса фон Триера — фильм-погружение в разливающееся состояние, которое вдруг, почти одномоментно, начинает ощущаться не только внутри, но и снаружи как вполне реальный объект – Меланхолия.

 

Она реализована и успешна в карьере. У нее замечательная семья. Она красива. Она любима. Сегодня Джастин выходит замуж. Этот день мы проживаем вместе с ней. Роскошная свадьба! Счастье отражается в лицах многочисленных гостей и родственников, плещется в бокалах, льется светом тысяч ламп. А Меланхолия уже приближается… Сбежать от гостей, от человека с которым связана судьба навеки(!), от жизни! Прочь – под звездное небо, необъятное и далекое, где уже появилась она. Еще маленькая красная точка. Но уже скоро…

Праздник жизни — не ее праздник. Но он скоро закончится. Хотя еще цепляет остатками последних мнимых радостей. Джастин отказывается от всего. Происходящее утратило значение – Джастин не видит смысла продолжать этот абсурд. Из последних сил старается улыбаться, быть любящей, выглядеть счастливой, пытается зацепиться за жизнь и наслаждаться ею как все остальные люди. Но жизнь не имеет смысла – Джастин от нее отказывается. Она разрывает отношения с человек, который только сегодня стал ее мужем навсегда, разбивает свою карьеру. Безумство!… Помещательство…

Слоган фильма: «Наслаждайся, пока оно длится». Оно длится пока есть смысл наслаждаться. Оно длится пока существует, пока оно Нечто. Меланхолия ничтожит длящее(ся) и наслаждающее(ся)

Утрата смысла оборачивается тяжелой депрессией. Жизнь покинул смысл, и потому она покидает тело. Постепенно все внешнее становится иллюзией, реальное существование доставляет невыносимые страдания, нет желания есть, принимать ванну, ехать на прогулку…  Спасением от давящего внешнего мира становится сон.


Единственным известием из внешнего мира, которое вызывает интерес в угасающей Джастин, становится новость о том, что в скором времени произойдет столкновение Земли с Меланхолией. Приближение планеты Меланхолия с большоим любопытством и даже азартом исследует муж сестры Джастин — Клэр. Он уверен, что столкновение не произойдет, что Меланхолия пролетит мимо. В этом он убеждает своих жену и сына. Танец смерти — всего лишь развлечение, спектакль для замлян. Однако Джастин знает, что столкновения не миновать.

Ожидание приближающейся катастрофы словно оживляет ее, наполняет новыми душевными силами. Крушение мира не страшит. Напротив, она считает, что так и должно быть. Жизнь есть только на земле, и жизнь – это зло: она должна быть уничтожена.

Земля – одинокое и эгоистическое средоточее жизни. Поэтому ее ждет встреча с Меланхолией. Для чего существует жизнь на Земле? Ответ неизвестен – поэтому притяжение Меланхолии такое сильное. Почему приближение Меланхолии неизбежно? Жизнь истощила себя, она перестала быть жизнью,  которой стоит наслаждаться, она превратилось в нечто иное…

Кто-нибудь знает, что такое жизнь и что значит жить?.. Тогда зачем?…
Меланхолия смертельна…

P.S.
Душевная подавленность депрессии или меланхолия – особое состояние психического, которое представлено звуковым вектором, одним из восьми. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана дается точное описание «звукового» человека: его желаний, состояний (хороших и плохих), его отношений к другим людям, взгляда на мир в целом.  В фильме многие состояния Джастин, ее поступки, слова, даже мелкие детали благодаря системному взгляду складываются в единую картину, становятся понятными и очевидными. Мы узнаем такого человека, как Джастин, в себе или в других людях. Понимаем (и вспоминаем), что кроется за такими состояниями. Так же очень системно представлены характеры других героев картины. Мы не просто наблюдаем их действия, но понимаем мотивы их слов и поступков. Системный анализ киноленты «Меланхолия» можно найти на сайте http://www.yburlan.ru/.  

В фильме мы видим звуковую Джастин. Ее поведение и душевное состояние знакомо, пожалуй, всем звуковикам. Оно им понятно, поскольку в себе нечто подобное такие люди ощущали. Именно звуковик помнит о смерти, именно для него жизнь не имеет ценности, ее он не ощущает. Хотя постоянно про нее говорит, озвучивая тем самым собственную нехватку. Приближение смерти – или своей личной, или вселенской – не является для него трагедией. Потому что в ощущениях он знает о том, что жизни противоположно бессмертие, которое ему предстоит постичь. Жизнь скрывает подлинное. Внешнее — иллюзорно, жизнь  — иллюзия, поэтому зло. Известие о катастрофе вдохновляет Джастин надеждой на то, что скоро вс`е закончится.

Меланхолия – внутри и снаружи — наполняет пустоту.
Конец света – это событие, которое происходит внутри человека…
И там же рождается его начало …


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *