Системно-векторная психология: «Игра престолов» — сеРиал о войне иллюзий

Системно-векторная психология о сериале «Игра Престолов». За Великой Стеной – реальный Восьмой

Любовь и ненависть, жизнь и смерть, дружба и обман, преданность и интриги, тайны и расследования, секс и убийство… Когда душой болеешь за того или иного персонажа, ощущаешь священный трепет и сгораешь от переполняющего любопытства, что же дальше, в ожидании следующего сезона…
Untitled-1
И вот, наконец, долгожданный 4 сезон «Игры престолов» выходит на канале НВО. Первую серию посмотрело более 8,2 миллиона человек. Фанаты в возбуждении ожидают новых серий.
Битва не закончилась, битва только начинается! И каков будет финал, известно разве что только самому автору эпопеи «Песнь Льда и Пламени» — Джорджу Мартину. И то не факт… Ведь, как это бывает у хороших авторов, зачастую герои настолько настоящие, что живут собственной жизнью и порой преподносят сюрпризы своему создателю.
Джорджа Мартина нередко обвиняют в переизбытке жестокости на страницах его романа и, как следствие, киноэпопеи, в обилии эротических сцен, в беспощадности к своим персонажам, в выписывании в роман всех своих нехваток и фрустраций… Однако «Игра Престолов» была признана одним из лучших телевизионных проектов последних лет. Головокружительный успех сериала можно объяснить и с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Вселенная Джорджа Мартина

Начнем с того, что Джордж Мартин создал на страницах своего романа (а в последствие перенес на телеэкран) уникальный звуко-зрительный мир. Здесь есть всё: потрясающие пейзажи, досконально прописанные линии персонажей (коих здесь, скажем, немало!), нравы, традиции, обычаи, магия… даже мифологические создания – легендарные драконы и ужасные белые ходоки. Специально для сериала «Игра престолов» были разработаны синтетические языки (например, дотракийский).
Untitled-2
Это не сказка: здесь всё реально. И люди совсем не сказочные: такие разные в своих поисках и желаниях, настолько по-разному себя проявляющие во всех жизненных перипетиях, что порой очень трудно выделить абсолютно отрицательного и абсолютно положительного персонажа. Борьба за престол основательно всех перетряхнула, обнажила истинные пороки и истинную сущность каждого человека. Когда дело касается не борьбы добра со злом, а борьбы за железный трон, с лиц начинают осыпаться маски.
Прежде всего, стоит отметить, что любая книга, любой фильм и любое другое произведение искусства всегда в той или иной мере является отражением внутреннего мира автора, его взглядов на жизнь, его поисков и потаенных мыслей. Поэтому и герои подобных книг часто носят на себе «печать автора»: его характер, повадки, его мироощущение.
В «Игре Престолов» это касается, прежде всего, основных мужских персонажей, большинство из которых обладают идентичным набором векторов: звуковым, зрительным, анальным и кожным. Будь то справедливый Эддард Старк или утопающий в объятиях шальных девок король Роберт Баратеон, вечно чужой Джон Сноу или «бесноватый» Тирион Ланнистер… Все они в той или иной степени обладают преданностью своей крови, чувством долга, привязанностью к своим близким (обратной стороной является беспредел с алкоголем и проститутками) и одновременно кожной гибкостью (прежде всего, гибкостью психики), необходимым для любого политика умением чтить закон.

Большинство героев-мужчин пребывают в постоянном звуковом поиске себя, своего места в этом мире: они ищут ответы на свои же вопросы, пытаются понять себя и остальных. Кто я? И зачем я живу?

Мир интриг и внутренних вопросов

Автор постоянно ставит своих персонажей перед непростым выбором: долг или чувства, честолюбивые замашки или преданность своим близким, принципы или свободный выбор. Помещает их в заведомо трагическую ситуацию, как помещает нередко человека жизнь. Каждый из персонажей словно проходит «проверку» на то, достоин ли он занять железный трон. И тот, кто проваливает испытание, оказывается наказан. И плата эта слишком велика: не монета, а жизнь.
Судьба каждого из героев трагична. Перед нами предстает целая панорама несчастных, покалеченных жизнью людей: это и отвергнутые бастарды (незаконные дети королей и лордов), и карлик – объект бесконечных насмешек и презрения со стороны как чужих, так и своих родственников, и дети, вынужденные пожинать плоды деяний своих отцов и матерей, и дети, лишенные родительской любви и ласки… Здесь каждый отвергнут и каждый чувствует себя одиноким, каждый пытается что-то доказать себе или другим. До конца книги доживут, увы, единицы.
Миром «Игры Престолов» словно управляет незримая и непонятная простому человеку Справедливость в лице Джона Мартина, ставящего перед каждым из своих героев один и тот же вопрос.
Untitled-5
Особого внимания заслуживают и женские персонажи. Ведь ни одна война, ни один мир не возможны без женщины. Cherchez la femme. За каждым мужчиной, за каждым его поступком стоит женщина. И ее влияние может нести за собой мир или войну, утешение или адские муки.
«Игра престолов» – это ода самой прекрасной из всех женщин – ода кожно-зрительной самке, чарующей, соблазнительной. Той, ради которой рушатся города и рубятся головы. Той, перед которой даже воинственный Кхал Дрого способен склонить голову.
Кожно-зрительных женщин в произведении Джорджа Мартина предостаточно. Это и бесчисленные проститутки, в утехах с которыми забываются даже самые безутешные воины, и те, кто занимает место подле вождя, – прекрасные дамы, леди, королевы, кхалиси, избранницы «власть имущих» (Дейенерис Таргариен, Санса Старк, Серсея Ланнистер), и даже женщины-воительницы (Игритт). Недаром кожно-зрительную женщину называют «ранговой самкой», самкой вождя. Она — как награда для мужчины, самая желанная, соблазнительная. Она же – и головная боль, та, которая умело мужчиной вертит, та, которая заводит стаю «к леопардам» и губит вождя. Все зависит от ее развитости.
Так, например, Дейенерис Таргариен, наследница драконов, своей любовью пленившая грозного кхала Дрого, — самая что ни есть типичная кожно-зрительная женщина. Показательна сцена свадьбы Дрого и Дейенерис. Девушка с ужасом смотрит на обычаи дикарей, а в ее глазах читается: «Люди, вы звери!» Но проходит не так много времени и Дейенерис из девушки, фактически принесенной в жертву, преображается в грозную предводительницу, кхалиси.

Самый воинственный и самый суровый Кхал преклоняется перед «луной своего сердца», прислушивается к ее мнению и готов убить за нее любого. Кхалиси Дейенерис, как любая кожно-зрительная женщина, несет в себе базовое свойство – антиубийство: она освобождает рабов, забирает плененных женщин себе. Но, увы, сочувствие, сострадание – не всегда хороший советчик в мире дикарей. Жалость к плененной ведьме оборачивается серьезной трагедией: смертью вождя и потерей наследника.

Untitled-4
Серсея Ланнистер – еще один яркий пример женщины с кожно-зрительной связкой. Но, в отличие от Дейенерис, зрительный вектор королевы менее развит. А неразвитая кожно-зрительная самка при вожде, как известно, становится причиной гибели всей стаи. Так погибает король, а железный трон достается малолетнему тирану, чьи необдуманные действия приводят к войне и междоусобице.
Звуко-зрительный мир Джорджа Мартина манит к себе звуковиков и зрительников – основной пласт фанатов сериала. Они узнают в этом мире, в его героях себя. Кроме всего прочего, секс и убийство (либидо и мортидо) — те самые нехватки, которые движут любым человеком — делают фильм еще более привлекательным для зрителей и так же повышают рейтинг проекта.
Коварные злодеи и жестокие игры, прекрасные дамы и достойные подвиги… Чем дальше, тем все больше растет напряжение. Какой поворот событий приготовил для фанатов «Игры Престолов» Джордж Мартин? Время покажет.
Автор: Вера Агибалова
Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Подписывайтесь на обновления блога!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *