Воспитание детей-инвалидов: как выйти за рамки «ограниченных возможностей»

Мы мечтали о том, как наши дети появятся на свет. Хотели гордиться их способностями и талантами. Но жизнь дала нам особую задачу: воспитание детей-инвалидов.

Осознание того, что твой ребенок — инвалид, тяжело обрушилось на одних из нас еще в роддоме. Это коснулось тех семей, чей ребенок имел врожденные пороки развития или генетические аномалии, например, синдром Дауна. Ничуть не легче переживали трагедию в тех семьях, где причиной инвалидности стал несчастный случай или психофизические нарушения в развитии малыша.

Детей инвалидов фото

После первого шока возникает ураган вопросов:

— Что делать? Чем я, как мать или отец, могу помочь своему малышу?
— На какое обеспечение и обучение может рассчитывать мой ребенок? Какие правовые нормы определяют воспитание и обучение детей-инвалидов?
— Какие социальные проекты могут помочь родителям, имеющим ребенка-инвалида?
— Как обеспечить детям-инвалидам максимальное физическое и умственное развитие? Что если такой ребенок растет в неполной семье?

Вопросы правового и социального обеспечения детей-инвалидов имеют решение, предоставленное государством. Существуют обучение детей-инвалидов на дому и метод инклюзивного образования. Дополнительную поддержку родителям, имеющим ребенка-инвалида, оказывают социальные проекты и мероприятия. Но главный вопрос, от которого зависит судьба ребенка, часто остается висеть в воздухе:

Что будет с нашими детьми-инвалидами, когда не станет нас самих? Как обеспечить такое обучение и развитие личности ребенка-инвалида, чтобы инвалидность не стала преградой его самостоятельной реализации?

Решение существует. Об этом в нашей статье.

Воспитание детей-инвалидов: вдохновляющие примеры

Учиться и перенимать опыт мы можем только у тех, кто действительно имеет серьезные результаты в воспитании детей-инвалидов. У тех, кто знаком с проблемами детей-инвалидов не понаслышке и сумел с ними справиться.

История знает немало таких примеров. Ник Вуйчич, который от рождения не имел ни рук, ни ног, сегодня счастливый муж и отец, обладатель крупного состояния. Юлия Самойлова, несмотря на жизнь в инвалидной коляске, вышла замуж, создала рекламное агентство и в 2017 году номинирована на Евровидение от России.

воспитание детей инвалидов картинка

Воспитание и обучение детей-инвалидов дается очень нелегко. Как удалось родителям этих известных людей помочь своим детям реализовать их способности в обществе? Как обобщить этот опыт и взять его на вооружение?

  1. Семьи этих детей-инвалидов сумели привить своим детям навык преодоления трудностей. Не взирая на проблемы здоровья, физическое недомогание или психические особенности.
  2. Отцу и матери удалось сделать упор на развитие тех способностей, что дала ребенку природа.
  3. Родители, имеющие ребенка-инвалида, сумели сохранить собственную высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие. Тем самым передавая детям любовь к жизни и силу. Помните: ваше состояние, ваше спокойствие и умение справляться со стрессом — исключительно важно. Тогда вы сможете дать ребенку так необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Как этого достичь в каждом конкретном случае?

Ребенок-инвалид: тяжело не значит — невозможно

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что психика любого человека подчиняется двум природным силам: либидо (влечение к жизни, деятельности) и мортидо (стремление к неподвижности, статичности). Чтобы стимулировать силу жизни, желание действовать, научите ребенка получать удовольствие через доступную ему реализацию его врожденных свойств. Это задаст ему активную позицию на всю дальнейшую жизнь, помогая стать более реализованным в обществе.

Если ребенок родился или стал инвалидом, его психика устроена так же, она по-прежнему работает по принципу наслаждения. Не понимая этого, в семье мы часто подменяем жалостью истинное добро для детей-инвалидов. Нам кажется, что в силу диагноза ребенок не способен преодолеть даже те проблемы, которые явно ему по плечу. Ограничивая социальное, учебное и трудовое развитие детей, мы наносим им колоссальный ущерб. Специалисты называют это «стигматизацией» или «инвалидизацией».

Решение проблем детей-инвалидов требует и понимания индивидуальных особенностей ребенка. Что будет стимулом преодоления трудностей для вашего малыша? Какими способностями он наделен? Важно знать, чтобы задать правильное направление развитию.

воспитание и обучение детей инвалидов изображение

Развиваем врожденные таланты

— Ваш ребенок демонстрирует целеустремленность? Несмотря на проблемы со здоровьем, стремится конкурировать, добиваться первых мест?

В воспитании детей-инвалидов с кожным вектором очень важен режим дня, посильные физические упражнения, навыки организованности. Именно из таких ребят вырастают будущие паралимпийские чемпионы. Поощрительным стимулом для них будут призы или поход в новые места.

— Ваш ребенок очень привязан к матери, зависим от ее мнения? Он медлительный, с трудом адаптирует перемены? Вы только усугубите инвалидность, если ребенка-инвалида с анальным вектором будут прерывать, торопить. Дайте ему больше времени на выполнение заданий — он выполнит их качественно. Своими «золотыми руками» он сможет создавать интересные поделки, настоящие произведения искусства . Лучшее поощрение — заслуженная похвала.

— Ребенок «не от мира сего»? Отвечает на вопросы с опозданием, погружен в себя? Ему диагностируют умственную отсталость или ранний детский аутизм? Не спешите отчаиваться. Если соблюдать звуковую экологию и правила воспитания детей со звуковым вектором, состояние может выправиться. Сильной стороной такого ребенка может быть прекрасный музыкальный слух, особый интерес к «умным» книжкам, к решению математических задач.

Это лишь единичные примеры. Полная картина психофизических особенностей личности ребенка позволяет безошибочно определять необходимые мероприятия учебы, досуга, трудовой деятельности. Но главная предпосылка успеха — психологическое равновесие родителей.

Где взять силы?

Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов требует от родителей недюжинной стрессоустойчивости. Нередко такие дети растут в неполных семьях, потому что не каждой паре удается преодолеть стресс, сохранить свои отношения. Картину дополняет колоссальное отвержение социума, через которое приходится пройти.

Но от нашего состояния (особенно матери) напрямую зависит состояние ребенка. Не отчаивайтесь, есть возможность помочь выровнять стресс, чтобы начать действовать и помочь своему ребенку! Послушайте результаты мам, прошедших тренинг:

Любовь и добро для детей-инвалидов начинаются со счастливых родителей и понимания особенностей ребенка. Начать можно на бесплатных онлайн-тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Евгения Астреинова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана


One comment on “Воспитание детей-инвалидов: как выйти за рамки «ограниченных возможностей»
  1. Чем дальше мы будем считать, что нас это не касается, тем больше малышей с нарушениями будет рождаться больше и не факт, что именно нас обойдёт стороной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *