Такой, как все: и никаких отличий!

Все больше и больше городских детей обладают сниженным иммунитетом. С рождения они оказываются особенно болезненными. К сожалению, разные хвори цепляются к ним особенно часто. Это заставляет ребенка больше бывать дома и меньше — в детсаду или школе. Кроме того, таким детям рекомендовано уменьшить нормативы по физкультуре и снизить любые физические нагрузки. И, конечно же, родители прилагают максимум усилий, чтобы болезнь малыша не усилились, поэтому строго следят, чтобы он соблюдал специальный режим жизни. И как больно им бывает узнать, что все их усилия насмарку, потому что сам ребенок категорически против такого подхода.

У меня есть знакомая девочка Софийка. Милый ребенок: добрая, улыбчивая. Живет она в небольшом городке и ходит в 4-ый класс. Софийка очень хорошо учиться и постоянно помогает по хозяйству. Ее любит мама и обожает папа, и все было бы прекрасно… но так случилось, что Софийка больна, у нее астма. Поэтому она более уязвима к болезням, чем ее сверстники, не может находиться в пыльных помещениях, а также ей необходимо всегда иметь при себе специальный спрей, чтобы провести ингаляцию в критическом случае.

byt_kak_vse_L_2

От природы Софийка — самая маленькая из всех сверстников и самая физически слабая из них всех. Но болезнь девочки никак не отражается на интеллекте, поэтому никто даже не задумывался над вопросом: отдавать ее учиться в обычную школу или же давать домашнее образование? Конечно, в школу, в коллектив! И ребенок, как и другие, пошел в первый класс в 6 лет. Директор школы и весь учительский коллектив были рады Софийке и с первого дня отнеслись, как к самому обычному ребенку.

Но годы шли, и отличия Софийки становились все более очевидны. Если в первых классах она могла заниматься физкультурой наравне с другими, то в 4-ом — стала проигрывать другим детям.

И вот тут начался конфликт. Нет, не со школьным учителем физкультуры, который, конечно, же, был согласен на освобождения ребенка от всех занятий. Нет, не со школьным коллективом, где естественно нашлась возможность выдать Софийке дополнительный комплект учебников, чтобы ей не нужно было таскать книги на спине. Конфликт возник между Софийкой и ее родителями. Девочка наотрез отказывалась от любых поблажек. Она тянула ранец на спину и падала под его тяжестью.

А когда ей категорически запретили посещать физкультуру и вручили справку для учителя о полном освобождении от занятий, она разрыдалась. «Я хочу быть, как все! Как все! Как все!» — у ребенка началась истерика.

byt_kak_vse_L_3

Быть как все! И никак иначе!

Мы все, каждый родитель, когда-то были маленькими детьми. Что-то мы помним с тех далеких времен, а что-то забылось. Но глядя на собственных детей, таких маленьких, болезненных, беззащитных, мы всегда оцениваем ситуацию, как взрослые, напрочь отказываясь хотя бы на минуточку вспомнить детство и взглянуть на мир глазами ребенка. Мы знаем, как лучше, и точка. Особенно, когда дело касается здоровья. А ведь бывает так, что мы упускаем из виду очень важный нюанс, который может быть принципиальным и даже жизненно важным для ребенка. Именно так случилось с родителями Софийки — они забыли, что такое жизнь ребенка в маленькой школьной стае одноклассников.

Ребенок живет в совершенно другом мире, кардинально отличном от взрослого. Детская стая, сложенная в детском саду или в школе, — это настоящий прототип древней стаи, в которой жил доисторический человек.

А законы древней стаи простые — надо быть таким, как все. Не выделяться и не быть особенным. Да, можно быть сильнее других, но ни в коем случае — не слабее. Потому что съедят. Это позже, у взрослых людей, проявляется милосердие и жалость, умение сочувствовать и сострадать слабому, а в раннем детстве этого нет и в помине. Поэтому ни в коем случае нельзя быть самым слабым: именно на нем группа будет снимать стресс, в случае чего. Именно над ним будут смеяться, именно его будут обзывать, травить, и даже бить. Без жалости, без угрызений совести, без сочувствия. И тут уже ничего не поможет: ни призывы учителей и воспитателей, ни заступничество родителей. Любой слабый ребенок рискует стать изгоем в своей группе. Эту психологическую особенность детской стаи прекрасно показал режиссер Ролан Быков в фильме «Чучело».

byt_kak_vse_L

И тут, наша отеческая сверхзабота о слабом ребенке может сыграть с ним злую шутку. Пытаясь уберечь его от нагрузки на физкультуре, мы акцентируем его слабость, а значит — выделяем из группы. А если еще и публично раздуваем эту тему, то будто бы разжигаем пламя угрозы.

Через системно-векторную психологию легко понять, что самыми слабенькими в группе часто становятся дети со зрительным вектором, болезненные и уязвимые от природы. Зрительник обладает обостренным чувством страха, которому задано развиться в свою противоположность — ощущение сострадания. Но будучи забитым одноклассниками в ранней группе, такой ребенок становится потенциальной жертвой, стеснительным и замкнутым. Да, он не будет ходить на физкультуру и благодаря этому его физическое здоровье, возможно, будет сохранено — но, какой ценой? Ущербленной психикой, кучей комплексов, асоциальным поведением…

Любые трудности преодолимы

Очень часто бывает так, что зрительный ребенок лишь немного слабее остальных детей. Это могло бы быть не видно, если бы родители не реализовали на нем свою сверхзаботу и свои страхи. Узнав, что ребенок, например, подрался, они сразу же бросаются в школу или к родителям обидчиков, вступиться за него, отстоять его права — они кричат, что он болезненный, что нечестно его бить. Но таким образом они только подтверждают его слабость, обрекают на еще большие издевательства.

byt_kak_vse_L_4

Бывает и другая крайность, чтобы защититься от нападок, ребенка специально записывают на боевые секции, мол, иди на ушу — сможешь дать в ухо своему обидчику. Это не выход, потому что для зрительного ребенка любой вид насилия, даже для самозащиты — это психологическая травма. Зрительные дети не рождаются для драк и никогда не станут такими, их реализация в другом — в творчестве, в любви, в сострадании.

Не нужно делать из ребенка силача, не нужно педалировать его слабость. Все что действительно нужно для его защиты — это позволить ему быть таким, как все. Не хуже и не лучше, не сильнее и не слабее, просто — таким, как все. Этого будет достаточно для того, чтобы он смог нормально развиваться и адаптировать жизнь, развивать заданные от природы качества.

Конечно, бывает и так, что в семье растет действительно слабенький ребенок, который сильно проигрывает своим сверстникам. И это невозможно скрыть или подделать, он выделяется среди остальных. Что делать в такой ситуации? Главный совет — приложить все усилия, чтобы ребенок выжил в своей стае, был социальным, нашел свое место в коллективе. Ни в коем случае не отрывать его от стаи, не забирать из общества, не лишать общения со сверстниками.

Естественно, что бывают ситуации, когда коллектив уже выбрал его своей жертвой, тогда можно поменять школу, чтобы не травмировать ребенка. Но в новом коллективе он должен найти свое место, иначе трагедия повториться опять. Если призадуматься, в современном обществе можно найти такую нишу, которую займет самый слабый малыш и пригодится для своей маленькой стаи.

Каких-то 20-30 лет назад такой шанс на адаптацию получал слабый мальчик, который умел играть на гитаре блатные песни — несмотря на физическую немощь, его никто не трогал и все уважали во дворе. Сегодня свое место может найти и звуковой «слабак», разбирающийся в компьютерах, например.

Взрослые не помнят детства. А если бы помнили, то знали, что детство — это сложный жизненный этап становления, в котором очень многое решает обычная физическая сила. Заботливые родители могут помочь ребенку советом и делом, чтобы детство прошло безоблачным и счастливым. Нужно для этого немного — на минуточку перестать быть взрослым и по-настоящему понять своего ребенка, его желания и его проблемы. Это методика, которая позволяет каждому родителю вырастить счастливого ребенка.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Читать также:

Отношения после брака: из принцессы в лягушку — послебрачные трансформации наоборот
Полюбить себя – погубить себя и не только
Как справиться с детскими истериками? Избавляемся навсегда 

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *