СИСТЕМНЫЙ КИНОЗАЛ: ИГРЫ РАЗУМА. ТОНКАЯ ГРАНЬ МЕЖДУ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

«Гении узнают ответ раньше, чем вопрос»


Что мы знаем о гениях? Что это за люди, чем они живут и чем отличаются от простых смертных? Говорят, что гениальность и сумасшествие – две стороны одной медали, или что это одно и то же. Чтобы спорить или соглашаться, важно понимать суть этого явления, его корни.

Американский кинофильм «Игры разума», получивший 4 Оскара и 4 Золотых глобуса, затрагивает именно этот вопрос. В основе фильма реальные события, история одного гениального математика, страдающего шизофренией, что не помешало ему получить Нобелевскую премию за разработки в области теории игр.

Игры разума. Ученый – это гений или сумасшедший?

Все, что не соответствует норме, является неприемлемым для общества. И все было бы просто, если бы существовало точное определение нормы. Нет четкого описания «нормальности» человека и в психиатрии. О каких-либо отклонениях мы судим по поведению человека, его проявлениям. То же касается и гениальности. И так бы оставалось, если бы не системно-векторная психология Юрия Бурлана, позволяющая отличать людей по их врожденным свойствам и понимать желания, которые живут человеком в тех или иных состояниях. На базе этих знаний вопрос, кто перед тобой – гений или сумасшедший, получает четкий ответ.

Igry_razuma 1

Главный герой фильма – чудаковатый студент Принстонского университета, замкнутый и очень честолюбивый молодой ученый – Джон Нэш. Он почти ни с кем не разговаривает, проводя все свое время в поиске своей неповторимой идеи. Ему не нужны другие люди, он мнителен и очень высокомерен: научные труды своих сокурсников он считает ничего не стоящими домыслами, недостойными к прочтению.

За его эгоцентризм окружающие подтрунивают над ним и не поддерживают дружеских отношений. На занятия он не ходит, чтобы обучение не мешало ему в поиске чего-то совершенно нового, никем еще не раскрытого. Но чем больше он отгораживается от окружающих, тем больше он замыкается внутри своего Я, теряя связь с внешним миром.

Есть только один человек, который разговаривает с ним, – это его сосед по комнате, эксцентричный литератор, который каждый раз появляется тогда, когда Джон отчаивается в своих поисках. Джон ценит друга, ведь тот, в отличие от остальных, не сомневается в его гениальности и признает уникальность его поисков, чего пока не признали другие.

«Приходится прилагать серьёзные усилия для применения навыков общения с людьми.»

Нэш


Наш герой не участвует в общественной жизни, ему сложно наладить контакт со сверстниками и познакомиться с девушками – он не концентрируется на ближнем, предпочитая сразу сказать человеку напрямую то, чего он от него хочет. Красивые девушки, улыбающиеся ему при встрече, получив предложение о сексе, лишь дают ему пощечину.

Igry_razuma 2

Но, только будучи среди людей в кафе, в процессе общения с другими, к нему приходит гениальная идея. Идея, давшая толчок для теории равновесия в рыночной конкуренции, – способа математического расчета того, как можно добиться выигрыша для всех конкурентов одновременно. Благодаря этому научному труду Джон получает самое престижное место работы после окончания университета.

«Адам Смит считал, что лучше всего, когда каждый член группы действует в своих интересах. Это не вся правда… На деле, результат будет оптимален, если каждый член группы сделает как лучше для себя и для других.»
Нэш

Игры разума. Преимущества и опасности абстрактного интеллекта

Кто такой Джон Нэш? Это представитель звукового вектора . Его врожденный абстрактный интеллект позволяет ему концентрироваться на особых смыслах и во всех окружающих процессах сквозь внешнюю оболочку искать внутреннюю суть. Никому кроме звуковиков это не интересно. Люди с их банальными потребностями, шумные и не очень умные, лишь отвлекают их от Идеи, которая для них превыше жизни.

Звуковик – это всегда интроверт. Он не любит шумных посиделок и крикливых соседей, и в течение дня ему обязательно пару часов нужно побыть в тишине и одиночестве. Но лишь пару часов, не более того. Отгородиться от мира для звуковика значит придумать себе другой мир, заменить им реальность.

Отсутствие связи и концентрации на ближних лишает его многих возможностей, в частности он теряет способность выполнять свою видовую роль. Вместо работы на понимание законов окружающего мира и сущности людей звуковику гораздо легче закрыться в себе и тешиться иллюзиями – играми своего разума. Подмена реальности галлюцинациями происходит незаметно, и сознательно человек уже не отличает – действительно ли происходит то, что слышится и видится ему.

Igry_razuma 4

Сойти с ума – типичный страх людей со звуковым вектором. Они единственные воспринимают внешний мир как более или менее иллюзорный, однако именно в этом мире они и должны себя реализовать. При потере реализации их эгоцентризм и иллюзорность достигает пика, связь с реальностью постепенно истончается и обрывается.

Задумчивый взгляд, сосредоточенность на мысли и отсутствие заинтересованности в обычных человеческих радостях отличают звуковиков среди других. При нормальном развитии это выдающиеся умы, абстрактный интеллект которых позволяет уловить глобальные мировые тенденции и записать их в математическую формулу или закон физики. Именно таких людей называют гениями за их способность мыслить и делать открытия в любых сферах, переводя неуловимые вибрации законов этого мира в понятные для других определения.

Джон не стал исключением. Его теория некооперативных игр с ненулевой суммой стала открытием. А еще она довела его до высшей степени эгоцентризма. Кроме себя, он не видел рядом ни одного достойного ему разума.

Обращение к нему спецслужб с просьбой разгадать русскую шифровку оказывается последним толчком для замыкания Джона на самом себе: к нему обращаются с просьбой пересматривать все газеты и журналы с целью поиска шифровок СССР прямо в текстах американских объявлений.

Все свое время Джон посвящает этому, прекратив по сути преподавать и проводить математические разработки. Именно в этих условиях у него появляется ощущение, что за ним следят и намереваются убить. Постепенно его жизнь начинает вращаться вокруг 3-х основных людей: его друга — бывшего соседа по комнате, агента ЦРУ, принимающего от него шифровки и… прекрасной супруги. Ее-то он и хочет уберечь.

Продолжение следует…

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Все приведенные цитаты из фильма «Игры разума», 2001г.

Читать также:

Как отличить правду от лжи? Как узнать того, кто никогда не обманет?
Валя из «Универа» — яркий пример социального неадаптанта 
Неблагодарность людей и её причины

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *