Психология дизайна. Плюшкинизм в современном искусстве

Психология дизайна. Язык трендов

Язык дизайна только на первый взгляд кажется простым цитированием стилей и трендов. На самом деле каждый, умеющий читать скрытые смыслы, обладающий системным знанием, может прогнозировать поведение как одного человека, так и целой цивилизации всего лишь исходя из эстетических предпочтений. В последнее время набирает обороты треш-дизайн, все более популярен винтаж как в моде, так и в интерьере. Откуда же растут корни у этих причудливых цветов?

Психология дизайна и общество потребления

Феномен Плюшкина подробно описан незабвенным Гоголем. Прореха на теле человечества, человек, дошедший до крайности в своей скупости, ворующий даже у собственных крестьян, подбирающий всякий хлам в свою нору – этот образ стал одним из самых ярких в мировой литературе, в одном ряду с бальзаковским Гобсеком. И тем, и другим двигало желание наживы, вытеснившее все человеческие чувства, желание столь сильное, что уже опрокидывало законы формальной логики – так, хлеб и холст, собранный Плюшкиным в качестве оброка, гнил без толку, поскольку хозяин никак не мог сложить цену своему товару и переругался со всеми перекупщиками.

психология дизайна
психология дизайна

Гиперболизация в литературе вещь привычная, а что же происходит с нашими современниками. Шопоголизм – это всего лишь еще одна разновидность плюшкинизма, когда дом набивается совершенно ненужными вещами, некоторые из которых так и не пригодились ни разу, зато были куплены на распродаже и со скидкой. Старики скатываются и до буквального копирования литературного персонажа, щеголяя в засаленной одежде и затаскивая в дом всякий мусор с помойки, в надежде, что когда-нибудь пригодится.

Психология дизайна. Системный взгляд

Системно-векторная психология объясняет эти на первый взгляд не связанные явления очень просто: представители кожного вектора, охотники и добытчики от рождения, находят свою ущербную реализацию вот в таком бессмысленном складировании самых разных предметов, объединенных только соблазнительно низкой ценой или статусом бесплатной поживы.

о психологии дизайна
психология дизайна. мусорное искусство

Как успешный человек вдруг проваливается в яму тотальной скаредности? И чем обусловлено такое перевоплощение? Врожденные свойства кожного вектора – вне пещеры охота за добычей, а внутри сохранение пищевых запасов. Это древняя архетипичная программа, в которую проваливается человек в результате длительного сверхстресса. Вспомним парадный сухарь Плюшкина или гниющее мясо в соседней со спальней комнате Гобсека. Развитый кожник реализует свои свойства наружу, на пользу всей стае: экономит время, природные и человеческие ресурсы и запасы – для всех. Неразвитый, архетипичный – все пытается потребить сам, все в себя, даже если уже не лезет. «Это тебе, а это – все время тебе», – откладывая добычу в свою сторону, приговаривал обаятельный воришка контрабандист Попандопуло (орально-кожно-зрительный, вечно «влюбленный») из к/ф «Свадьба в Малиновке».

Среди проявлений архетипичного кожного вектора стоит назвать также воровство (по-животному понимаемая добыча) и жизнь по принципу «после нас хоть потоп». Расточительность, страсть к одноразовым упаковкам, проектам, отношениям – так проявляется свойственная кожному вектору жажда изменений и попытка через обладание дорогими и все более новыми вещами повысить свой статус. Кожники – первые претенденты на роль лидера, и заявляют они о своих амбициях именно через гиперпотребление или погоню за статусностью во всем.

Казалось бы – при чем тут дизайн и психология дизайна? Очень просто. Типичный кожник следует моде, использует новейшие технологии, для него важно быть первым во всем. Технологии экономят время, заботятся о комфорте. Еще кожник любит тактильные ощущения, поэтому его среда обитания должна быть приятной наощупь в том числе. И, конечно, очень важна для кожного лидера смена впечатлений: сегодня один дизайн, завтра другой, еще моднее, еще круче. Все надоевшее – в утиль, на свалку!

Так западная цивилизация накапливала вокруг мегаполисов целые горы мусора, который стал захватывать уже и территорию, не освоенную человеком. Планета стала задыхаться в собственных отходах. Тогда развитые кожники сообразили, что это нерационально – так расходовать ресурсы и ставить под удар общий дом, здоровье всех и каждого. Ведь забота о здоровье, рационализация и оптимизация, разумные ограничения – тоже черты кожного вектора.

психология дизайна - системный взгляд
психология дизайна. модные тренды

Психология дизайна. Винтаж и эко-дизайн

И вот на гребне волны оказываются два на первый взгляд разных, но внутренне родственных тренда: винтаж и эко-дизайн. Первый кожники позаимствовали у влюбленных в старину анальников, которые никак не могут расстаться с фамильной мебелью, а также у плюшкиных, вообще ничего не выбрасывающих. Эко-дизайн – это дизайн, максимально сохраняющий природные ресурсы. И здесь возможны варианты: во-первых, вещи, из натуральных материалов – при их производстве и использовании выделяется меньше вредных веществ, во-вторых, вторично использованные материалы, так называемый ресайклинг, и в-третьих, предметы настолько универсальные, удобные и прочные, что будут служить достаточно долго и замена им потребуется нескоро. Треш-дизайн где-то посередине между винтажом и ресайклингом, поскольку в его изготовлении используется вторсырье, да и вид у подобных произведений далеко не новый.

История сделала остроумный поворот, превратив плюшкинизм в модный ресурс для обновления среды без особых затрат. Что, однако, не снимает проблем с гипернакоплением и шопоголизмом у архетипичных кожников. Гоголь и Бальзак по-прежнему актуальны.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *