ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ. ВЫБИРАЕМ КНИЖКИ ДЛЯ РЕБЕНКА

Любимые сказки детства. О влиянии литературы

Наверное, каждый из нас помнит сказки, которые читал в детстве. Это сложно забыть, потому что детское восприятие очень свежее и яркое, и первые впечатления глубоко отпечатываются в нашем сознании, во многом формируя наше отношение к миру. Однако если вы помните, не все сказки, которые мы читали в детстве, оставляли позитивное ощущение, делали нас лучше, умнее, добрее. Некоторые вызывали самый настоящий страх и ночные кошмары, а может быть, даже учили нас чему-то дурному, например, не слушаться родителей.

ljubimye_skazki
Любимые сказки


Сейчас, когда мы стали взрослыми, задумываемся ли мы о том, как повлияли эти первые книги на наше развитие? Стали ли мы внимательнее относиться к выбору сказок для нашего ребенка? Скорее всего, нет, потому что у нас нет для этого специальных знаний, и мы не можем отследить, как написанное отразится на несформировавшейся и неокрепшей психике ребенка.

Те, кто воспитывал детей в СССР, мог не задумываться о выборе литературы для ребенка, потому что детских книг было не так много, и все они проходили строгую цензуру. За нас думали идеологи, которые понимали, что детская литература должна воспитывать в ребенке гуманистические идеалы, учить сопереживанию, передавать опыт, развивать приоритет общего над личным, свойственный нашему уретральному менталитету. Этим задачам отвечали и детские книги, и детское кино. До сих пор, просматривая старые детские фильмы, не перестаешь удивляться, насколько серьезные ценности вкладывались в ребенка с самых ранних лет. В них говорилось о патриотизме, преданности, верности, доброте.

Совсем все по-другому происходит в наши времена. Любимые сказки и стихи малышей уже не подвергаются цензуре, а родители редко задумываются, какой посыл несет то или иное произведение. В условиях неограниченного предложения в сфере детской литературы ребенка, по сути, бросают на произвол судьбы, оставляя выбор за ним. Однако мы несем ответственность за то, каким вырастет наш ребенок – счастливым и ценным членом общества или потребителем, с массой комплексов и проблем. Поэтому понимание, что нужно читать нашему ребенку, как выбирать ему книжки, является очень важной частью воспитательного процесса.

ljubimye_skazki_1
Любимые сказки детства


Любимые сказки детства. Почему нас пугают?

Мы как-то априори принимаем, что раз сказка – это хорошо. Однако сказки тоже пишут люди, взрослые, которые не всегда хорошо разбираются в психике ребенка и, более того, иногда сами психически не сбалансированы. Через сказки они могут выписывать свои негативные состояния. Чаще всего писатели, сочиняющие сказки, обладают анально-зрительной связкой векторов. Анальный вектор дает человеку усидчивость, терпение, желание анализировать, систематизировать, что очень важно для писателя. Зрительный вектор – это эмоции, сопереживание, способность проникнуть во внутренний мир человека, почувствовать его.

Зрительный вектор писателя не всегда бывает развит, может находиться в страхах, состоянии, противоположном любви. Человек с анальным вектором с древних времен любит пугать зрительников. В случае несбалансированной анально-зрительной связки сказочник любит и сам себя попугать, раскачать свои эмоции, и попугать маленьких детишек. Вот почему в мире так много страшных сказок: про смерть, про каннибализм (сколько съеденных мальчиков и девочек, колобков, поросят и других живых существ!), в общем, про все то, чего так сильно боится зрительный ребенок.

С другой стороны, самые читающие дети – это дети с анальным, зрительным и звуковым векторами. И больше всех набираются страхов именно дети со зрительным вектором, в которых наиболее силен корневой страх смерти. Представьте, читает мама сыну или дочке на ночь сказку про Терёшечку, где ведьма съедает человека, а потом катается на его костях. Читает в полумраке, перед сном. Потом желает своему чаду «Спокойной ночи!» и оставляет его один на один со страшными впечатлениями от сказки. И если бы это повторялось один раз! Но страшных сказок много, и ребенок растет пугливый, истеричный или даже становится заикой.

ljubimye_skazki_2
Любимые сказки


Любимые сказки. Почему мы хотим «съесть» ближнего?

Часто можно наблюдать очень легкомысленное отношение родителей к подобным страхам: ну, мол, испугался ребенок, подумаешь – пройдет. Однако для ребенка со зрительным вектором страх смерти, страх быть съеденным, страх темноты, которые пробуждаются в нем при чтении каннибалистических сказок перед сном, — это не легкий испуг, который пройдет при свете дня. Это глубокая психологическая травма, которая пробуждает в нем вполне реальные архетипичные переживания, вызванные тем, что в древней стае кожно-зрительный мальчик съедался в процессе ритуального акта каннибализма, а кожно-зрительная девочка погибала в лапах хищника, если не успевала убежать от него на охоте.

Поэтому выбор репертуара любимых сказок и стихов для малышей особенно актуален для детей со зрительным вектором. Очень много по-настоящему страшных сказок у братьев Гримм, Шарля Пьерро. Полны каннибалистическими мотивами всем известные сказки про колобка, трех поросят, сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Встречаются страшные моменты и у добрых сказочников Астрид Линдгрен, Ханса Кристиана Андерсена. Кто бы мог подумать, что сказки, на которых мы выросли, способны причинить вред нашей психике? Однако это так.

Почему так много страшных сказок, пришедших к нам из глубины веков и современных? О желании попугать мы уже говорили. Но может быть, одной из причин является стремление взрослых сделать ребенка более послушными? Кто из нас в детстве не слышал многообещающую колыбельную «Придет серенький волчок и укусит за бочок», когда мы не хотели спать и крутились в кровати? Возможно, ребенок, замерев от страха, и уснет, в конце концов, но можно представить, что с ним будет потом.

Страх – это архетипичное состояние зрительного вектора, а значит, любое обращение к нему, особенно в детстве, когда психика еще не обросла броней культурного слоя, пробуждает в ребенке животное. Это относится и к детям с другими векторами. Когда он читает о том, что можно съесть ближнего, он бессознательно обращается к архетипичному поведению – в нем пробуждается жестокость, бесчувственность. Не от того ли школьный класс сплачивается против слабенького кожно-зрительного мальчика, как когда-то принося его в жертву, практически «съедая» его? Не от того ли во взрослом состоянии зрительный человек становится неспособным почувствовать, полюбить другого человека, а все его чувства не идут дальше кошечек и собачек?

ljubimye_skazki_3
Любимые сказки


Стоит помнить и том, что старые сказки слагались тогда, когда общий объем психического человечества еще не был столь большим, как сейчас. Современные дети очень сильно отличаются от своих сверстников, которые жили даже 20-30 лет назад. Их объем психического огромный, поэтому слово оказывает на них гораздо большее воздействие, чем на их предков. Особенно неверно подобранное слово, которое может очень сильно травмировать психику современных детей.

Продолжение следует…

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *