КТО УМНЕЕ? КТО ЖЕ ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ — УМНИКИ И УМНИЦЫ?

Кто умнее? Правомерен ли такой вопрос и есть ли на него ответ?

Смотрели сегодня с мужем телевизор, шла передача про Данию. Дания вообще очень часто стала упоминаться в СМИ последнее время. Чего там только не происходит! То жирафа в зоопарке публично убьют и расчленят, то общество педофилов зарегистрируют.

В этот раз речь шла о школьном образовании. Ведущий рассказывал, что в Дании теперь внедряется новая методика обучения детей. Дети получают знания не сидя за партой, а играя в неформальной обстановке. Это совсем не похоже на урок, каким мы привыкли себе его представлять.

umniki-umnici-1

Вроде бы хорошая идея, но в результате, процесс обучения растягивается, и по уровню знаний такие дети сильно отстают от сверстников, обучающихся в традиционных школах.

Муж начал возмущаться, мол, «какие дураки!» и «кто так вообще делает?» Потом разговор перешел на российское образование, и встал вопрос: «кто умнее?». Муж утверждал, что раньше, при Советском Союзе, школьное образование было куда лучше, по сравнению с сегодняшним. «Советские дети были умнее их сегодняшних сверстников» – заявил он мне.
Мой муж из категории людей, для которых прошлое всегда лучше настоящего. Для таких как он, раньше и трава была зеленее, и вода мокрее. И кто умнее тоже понятно — те, кто жили раньше!

Не берусь спорить, может быть, он и прав насчет российской школы. Только с одной оговоркой. Качество, уровень образования, который давался в советских школах, неоспоримо был выше. Только вот говорить, что тогдашние дети были умнее сегодняшних, это не совсем корректно.

КТО УМНЕЕ? ЧЕМ БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ?

Во-первых, каждое следующее поколение на голову выше предыдущего в своем умственном потенциале. Дайте сегодняшнему 3-х летнему ребенку в руки планшетник, и он сам разберется, кто умнее и что с ним делать. Хотя, он пока что не умеет ни читать, ни писать, и даже толком говорить.

А во-вторых, что значит умнее? Если один ребенок показывает большие способности по всем школьным предметам, учится на одни пятерки, а другого еле-еле из класса в класс переводят, то означает ли это, что первый умнее второго?

КТО УМНЕЕ? ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ УМ? ЧТО МЫ ПОД ЭТИМ ПОНИМАЕМ?

Обычно мы полагаем, что высокообразованный человек – он умный. Особенно, если это профессор какой-нибудь, или академик. На самом деле, такой человек просто обладает большими познаниями в той или иной области, которые он приобрел в том числе благодаря своей памяти и усидчивости.\

umniki-umnici-5

Бывают еще гении типа Перельмана, который доказал сложнейшую теорему и был за это удостоен премии в миллион долларов. А сам даже не взял эти деньги. Многие тоже скажут: «Он что, умный, по-вашему? Как можно отказаться от таких денег?»
И тут я вспомнила один случай из моего советского детства.

КТО УМНЕЕ? УМ И СЕРДЦЕ

Я выросла в деревне и в своем классе была лучшей ученицей. Девочки, как правило, учились прилежнее мальчиков и у них всегда были лучше оценки. Означало ли это, что девочки были умнее мальчиков? Конечно нет!
Был у нас в школе один мальчик, известный двоечник по имени Ильдар. Учителя с ним просто мучились, так как учиться он совершенно не хотел. Даже тройку ему не за что было ставить. Кое-как переводили его из класса в класс, по дороге оставляя пару раз на второй год.

Ильдар был никакой ученик, зато какой он был наездник! Все свое свободное время он проводил верхом на лошади. Папа Ильдара был пастухом, и сын с превеликим удовольствием помогал отцу загонять совхозных коров на вечернюю дойку.
«Что из него только вырастет?» — судачили учителя и родители других детей.

После того, как Ильдар закончил 8 классов, вся школа облегченно вздохнула.

Да и парень был только рад. Он сразу же начал работать пастухом. Много раз я видела его скачущим верхом на лошади и оставлявшим за собой клубы пыли.

Когда началась перестройка, наша деревня начала приходить в упадок. Совхоз развалился, совхозных коров порезали на мясо, а коровник кто умнее растащили по кирпичикам.

umniki-umnici-2

Работы не стало. Но не для Ильдара. Дело в том, что люди в деревне всегда держали своих коров и овец и собирали их в общее стадо. Это стадо нужно было кому-то пасти. За стадо платили пастухам, и это были неплохие деньги. Каждую весну проходили выборы пастухов. От желающих пасти деревенское стадо отбоя не было. И люди выбирали из них лучших из лучших прямым голосованием. Вот уж где были выборы, так выборы!

Пастухи выбирались на весь сезон, и если выбор был неудачным, то изменить его уже было нельзя.

Разные были пастухи, но со временем люди кто умнее стали год за годом выбирать Ильдара. Если он по какой-то причине не выставлял свою кандидатуру, то они шли к нему и уговаривали его на эту «должность». Почему? Потому, что лучше Ильдара не было пастухов в нашей деревне. Никто ему даже в подметки не годился.

Дело в том, что мы жили в степи, где в конце мая уже нет никакой травы в поле. Коров надо было гонять далеко, все время менять пастбища, чтобы скотина хоть как-то поела.

Бывало, что вечером пастухи пригоняли стадо назад в деревню, и коровы бежали домой голодными. Нередко случалось, что коровы приходили пораненными. Одна другую могла ударить рогом и распороть кожу до крови, это было обычным делом. Люди знали, что в степи особенно нет травы и подкармливали скотину дома даже летом.

Но когда Ильдар пас стадо, это всегда было заметно. Он умудрялся находить такие места вдоль рек и оврагов, где скотина могла наесться. К тому же, он пригонял скотину в целости и сохранности. Редко какая корова была поранена, в отличие от того, как это частенько случалось, когда стадо пасли другие.

Много лет Ильдар был любимчиком всей деревни. К сожалению, он выпивал, как это обычно там бывает почти со всеми мужиками. Со временем он окончательно спился и уже больше не работал пастухом, а слонялся по деревне в поисках опохмелки.

Но здесь ничего не поделаешь. Не мог он один оставаться трезвенником среди пьющих товарищей и соседей. А кто умнее — те давно уехали в город за рублём подлиннее…

umniki-umnici-4

С другой стороны, а чего еще можно было ожидать от человека, которому с детства внушали, что он дурак и ни на что не годится, кроме, как только коров пасти. Любили у нас пугать детей такими жизненными перспективами.

КТО УМНЕЕ ИЛИ КТО СЧАСТЛИВЕЕ?

А ведь если разобраться, что в этом плохого? Ильдар, работая пастухом, занимался любимым делом, да к тому же еще очень неплохо зарабатывал. Даже по городским меркам. Другое дело, что он слишком легко относился к деньгам и прогуливал большую часть от своего заработка с друзьями.

Как бы там ни было, в моей памяти он остался крепким загорелым юношей, скачущим на лошади во весь опор по пыльной деревенской дороге. Бесшабашный и удалой наездник, любимец всей деревни, добрый, веселый и, как мне тогда казалось, счастливый человек.

Мы, к сожалению, в своей погоне за успехом, в соревновании кто умнее часто ориентируемся на то, что принято в обществе. А в обществе у нас принято ценить высшее образование, дающую работу в душном офисе, превыше свободы быть собой, следовать зову своего сердца, исполнять то, для чего ты родился, делать то, что у тебя лучше всего получается.

Мы все время говорим «надо быть самим собой», но очень редко кому это в жизни удается.

Ильдар – один из таких счастливчиков.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *