КОМПОЗИТОРЫ СОВРЕМЕННОСТИ. СИСТЕМНЫЙ ПОРТРЕТ СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

Известные звуковики

Мне нужна тишина, чтобы писать.
Такая у меня специальность, которая требует абсолютной сосредоточенности.

С. Губайдулина


София Асгатовна Губайдулина – один из самых выдающихся и глубоких композиторов современности. Ее творчество органично соединяет в себе черты искусства Востока и Запада, включая в себя идеи духовно-религиозного порядка. Она является автором более 100 симфонических сочинений, произведений для оркестра, хора и солистов, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.

София Асгатовна входила в «троицу» московских композиторов авангардного направления в музыке вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым. С точки зрения системно-векторной психологии, София Губайдулина является ярчайшим обладателем высокоразвитой кожно-звуковой связки векторов. Вся ее жизнь – фанатичное служение идее музыки. Весь ее рассказ о себе и своей жизни – звуковые смыслы. Все, как по нотам системно-векторной психологии…

kompozitory_sovremennosti
Композиторы современности Фото Софии Губайдулиной

Композиторы современности России. София Губайдулина. Краткая биография

Композитор-женщина с мужской творческой мощью.
Из фильма «Сад радости и печали.София Губайдулина»


Родилась София Асгатовна 24 октября 1931 года в городе Чистополь Татарской АССР. В 1932 году ее семья переехала в Казань. Там в 1935 году она поступила в музыкальную школу № 1 им. П.И. Чайковского. Ее приняли в качестве исключения, ведь ей в это время не было и 5 лет. С 1949 года училась в Казанской, а с 1954 –в Московской консерватории, была сталинской стипендиаткой. Особенно важным, во многом определившим ее будущую профессиональную судьбу, стало для нее напутствие, данное Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путём».

Она всегда шла «неправильным», новаторским путем в музыке, который привел ее вначале в студию электронной музыки. Она выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. Дружба с Петром Мещаниновым (ставшим ее мужем в 1992 году), пианистом, дирижером и теоретиком музыки, натолкнула ее на исследования в области математики музыки (использование чисел Фибоначчи в расчетах техники музыкальной композиции).

Композиторы современности 21 век. Авангардизм Софии Губайдулиной

Софией Асгатовной был написан ряд произведений, оркестровка и даже названия которых сразу позволили приписать их к авангардным. Например, кантата «Ночь в Мемфисе», написанная на древнеегипетские тексты. Или произведение «Семь слов Христа» для виолончели и баяна (даже для небольшого знатока музыки это сочетание кажется необычным).

Композиторы современности Слушать онлайн


Писала Губайдулина и музыку к кино и мультфильмам (всего к 25 произведениям). Это фильмы «Вертикаль» (1967), «Чучело» (1983), «Мария – королева Шотландии» (2013), мульфильмы «Маугли» (1971), «Человек и его птица» (1975) и многие другие.

Но в связи с неординарностью ее творчества во времена жесткой советской цензуры уместно было бы вспомнить цитату из мульфильма «Маугли»: «Но что скажет стая?» «Стае» это не понравилось, что и было высказано Тихоном Хренниковым в 1979 году на VI съезде Союза композиторов. София Губайдулина была в числе семи композиторов, творчество которых было подвергнуто разгрому. В течение определенного времени ей было запрещено выступать на телевидении и радио, что, однако же, не сломило ее.

«В связи с этим хотелось бы подчеркнуть не только ее целеустремленность, но и огромную волю. Глядя на Софию Асгатовну, поражаешься, как эта хрупкая, тонкая, как ивовый прутик, женщина явила мощную корневую систему, прочно устояла на своих позициях, не отказалась от своих твердых убеждений и прошла все испытания на прочность».**

В 1991 году София Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года жила в Ворпсведе, а с 1992 года живёт постоянно в Аппене под Гамбургом, сохранив российское гражданство. Она уехала не потому, что жаждала славы и денег, а для того чтобы получить полную свободу в творчестве. Впрочем, она считает себя русским человеком, и всегда желанная гостья как в Казани, так и в Москве.

Сейчас ее музыка востребована, как никогда. В 2011 году в Казани широко отмечали ее 80-летие, объявив композитора почетным гражданином Казани и организовав два фестиваля ее имени. А в 2013 году 82-летняя София Асгатовна участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве.

kompozitory_sovremennosti_1
Композиторы современности. София Губайдулина


Чем живет она теперь? Что изменилось в ее жизни в связи с переездом в Германию? Об этом она подробно рассказывает в интервью Интернет-порталу «Русское поле» (Германия)*. Для нас это интервью еще интересно и тем, что в нем легко отыскать системные смыслы, раскрывающие, каким образом человек со звуковым вектором смог добиться столь высокой реализации.

Композиторы современности. Тишина и одиночество Софии Губайдулиной

Ее суть – тайна. Она непонятна, и потому она – явление.
А. Шнитке о Софии Губайдулиной


София Асгатовна ведет очень уединенную жизнь в маленькой немецкой деревушке, в которой лишь несколько домов среди лесов и полей. Она по-прежнему все свое время посвящает творчеству, практически отказывая себе во многих «радостях жизни». Вот как она говорит об этом:

«Друзей у меня много, но я с ними встречалась всегда только на очень короткое время, потому что такую специальность выбрала с самого начала. Слишком трудная специальность, чтобы найти время для общения, приходится чем-нибудь пожертвовать. И главным образом, жертва именно такая — приходится ограничить себя. В этом смысле, общение с людьми у меня очень ограниченное».

kompozitory_sovremennosti_2
Композиторы современности Фото Елены Еременко Дом Софии Губайдулиной в Аппене


«По существу, я все время одна, мне нужно очень много времени быть одной. Для того чтобы достигать каких-то… озарений, скажем. Нужна очень большая концентрация, гораздо большая, как я понимаю, чем для других специальностей. Я сравнивала с людьми, которые занимаются сложными науками: математикой или физикой, биологией. Сравнительно с ними, деятельность музыканта более нуждается в духовной концентрации».

София Асгатовна очень точно передает потребности звукового вектора в тишине и одиночестве для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться. Умение писать музыку – одна из лучших возможностей реализации для звуковика. Через музыку он пытается передать те смыслы, которые невозможно передать словами. А реализация желания постичь смысл жизненно необходима для него. Без этого жизнь не кажется наполненной, радостной, потому что интересы этого вектора лежат не в материальной области.

Музыка Софии Губайдулиной по характеру очень звуковая – без «сладких» мелодий, свойственных композиторам, имеющим в своем векторальном наборе зрительный вектор. Глубокая, несущая философские смыслы, заставляющая проявить волю к концентрации. Слушать ее непросто – требуются душевные усилия.

Ее музыка открывает нам такие вещи, о которых мы в нашем
цивилизованном мире забыли, но которые живут в нашем подсознании.

Западная критика о Софии Губайдулиной
Композиторы современности Слушать онлайн

 

Композиторы современности. Жизнь без сна и отдыха

Развитый кожный звуковик – это настоящий фанат своего дела, в реализации своих идей забывающий толком поесть и поспать. София Асгатовна, несмотря на свой солидный возраст, живет именно так:

«…Я не могу себе позволить давным-давно отпуска, не только воскресенья, а отдыха. Давным-давно я не могу себе это организовать».

«Я не могу без сна, но приходится иной раз… Бывают моменты почти перед каждой сдачей своей работы, приходится не спать. Конечно, три дня подряд работать, сочиняя, я бы не смогла, но уже готовую вещь довести до конца, это приходится. Почти всегда одну-две ночи, а последний раз – три».

«Но приходится, потому что жизнь очень суровая, в общем. И кроме того, хочется сделать это… Это же субстанция звуковая, к которой относишься как к своему ребенку».

Конечно, не спать ночью для 82-летней женщины – это невероятно трудно. И было бы невозможно, если бы она не имела звукового вектора, для которого творить по ночам – естественно. Это связано с архетипичной памятью: когда-то звуковик был ночным охранником стаи и, вслушиваясь в звуки саванны, сосредотачивался на мире снаружи. Так возникло осознание отделенности своего Я от внешнего мира. Так возникло письменное слово в попытках описать этот мир. Так возникла музыка в попытках передать то, что передать словами невозможно.

И еще носитель кожно-звуковой связки векторов – большой аскет, которому кроме его идеи, его творчества ничего не нужно:

«Маленький садик, маленький домик, рояль мне подарил Мстислав Ростропович, вот этот рояль, «Стейнвей». Что еще человеку нужно, в общем-то? Стол, где можно писать, рояль на котором можно играть, сколько хочешь, это максимум, что можно пожелать. И прогулки, которые безопасны, потому что население очень доброжелательно».

Продолжение следует…

*Интернет-издание «Русское поле» (Германия). Интервью Елены Еременко «София Губайдулина: Нельзя включаться ненависть»
**Наиля Гареева. Журнал «Казань», №1, 2002.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Марина Голомолзина

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Читайте также:
МУЗЫКА АВАНГАРДА, ИЛИ НОВЫЙ ЗВУКОВОЙ РОМАН С ДРАМОЙ АБСУРДА
ЗАЧЕМ Я ЖИВУ? РАЗГОВОР С СОБОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *