КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА? СУМЕТЬ УСЛЫШАТЬ

Как понять ребенка? Казалось бы, проще простого…

Вот родился малыш и кричит в своей люльке… Как понять ребенка? О чем он кричит? Понятно, что только о своих потребностях: «Кушать хочу!», «Сыро, мокро, противно! Поменяйте пеленку! А-а-а-а!». Время идет, и он уже осознает, что над ним склоняет милое и приятное лицо мамы, которая улыбается, говорит с ним, приходит и уходит. У него появляются новые потребности и желания, и мы снова слышим его крик: «А-а-а-а! Не уходи! Побудь со мной! Возьми меня на руки!» Мы догадываемся о его потребностях, удовлетворяем их, и ребенок доволен. А если не догадываемся и не удовлетворяем, он кричит.

Уметь услышать только вступившего в жизнь малыша – жизненно необходимая потребность. Как понять ребенка? Казалось бы, проще простого понять, чего хочет ребенок, но без знаний системно-векторной психологии это достаточно проблематично. Почему? Потому что нет четкой системы дифференцирования желаний, нет понимания природы вещей. Мамам приходится работать с уже имеющимися фактами и последствиями. В то время, как зная причины явлений и обладая системным мышлением, которое мы получаем на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, интуитивные способности мам «разруливать» каждодневные ситуации превращаются в феноменальные таланты.

kak-ponjat'-rebjonka1

Как понять ребенка? Неприятность на пустом месте

Вот простой пример. Девочка играет с куклой, а мама ей говорит: «Пойдем кушать кашу». Девочка отказывается. Она находится в своем мире, у нее действо, игра. Она счастлива в этот момент. А вы, не интересуясь ее желанием, со своей кашей отрываете ее от процесса. Если она не очень голодна или очень сильно увлечена, естественным будет ответ: «Нет, мама, не хочу». Мама с системным мышлением предложит девочке взять куклу с собой. Ее игра продолжится в новой ипостаси, особенно если чадо – обладатель зрительного вектора, которому свойственно «оживлять» неодушевленные предметы. Кукла может составить компанию в трапезе или подождать барышню в кармашке ее платья, в специальном месте возле общего стола.

Если же мама находится в плохих состояниях, по-кожному спешит, то просто вырвет куклу из рук, бросит ее на пол. «Потом с ней доиграешь, у тебя еще весь вечер впереди. Асейчас бегом на кухню!». Мир девочки рухнет в этот момент. Какая боль, какие крики ожидают маму от кожно-зрительной дочки. Истерика с падением на пол обеспечена! А все почему? Мама не слышит ребенка. Мама слышит только себя, свое «хочу». Как понять ребенка, если она спешит, у нее дела?!

По этой же причине у нас возникают ситуации непонимания не только с детьми, но и с любыми другими людьми на работе, дома, в семье, со знакомыми и близкими. Иногда, будучи культурными взрослыми людьми, мы стараемся не обращать внимание на то, что с нами не считаются, а иногда это может нас задеть, и мы проявляем раздражение и неприязнь. Мама девочки в этом случае потеряет гораздо больше времени, чем могла себе предположить. Ей придется успокаивать раскричавшуюся девочку, да и накормить ее после этого будет более чем проблематично!Клубок негатива будет еще больше накручиваться, и она окончательно опоздает туда, куда спешила. Вот так получается неприятность на пустом месте. Сами не умеем слушать, сами не знаем, как понять ребенка, сами создаем негативную ситуацию, сами потом от нее страдаем.

kak-ponjat'-rebjonka2

Мы пришли к такому жизненному этапу, на смене эпох, когда для нашего существования и даже выживания как вида просто необходимо научиться слушать других, осознавать их состояния. Нам нужно распознавать через звуки духовный мир, то, что скрыто от нас, то, чем является другой, отличный от тебя. Сейчас, как никогда ранее, нужно помнить о силе воздействия слов, о том, что словом мы лечим и словом калечим, оставляя в душе большие дыры, которые накапливаются и превращаются в одну большую черную дыру, сияющую на весь мир!

Как понять ребёнка? Слова, которые калечат

Давайте снова вернемся к детям. Очень часто на детской площадке мы можем услышать фразу, сказанную мамой непререкаемым тоном: «Я сказала!». «Я сказала, не трогай руками лужу!», «Не садись на землю, я сказала», «Я кому сказала?» Эта фраза говорит о том, что от ребенка требуется только одно – выполнить то, что требует мама. Потому что она так сказала! Мало кому приходит в голову,что ребенок изучает песок. Сенсорным материалом для детей всегда служили и служат лужи, от которых обычные мамы просто шарахаются. И недосуг нам взять в толк, как понять ребенка в этот момент. А дети так изучают мир!

Бывает, что не задумываясь о смысле, а точнее, о бессмысленности произнесенных слов, мы вкладываем в детей понятия, которые имеют антивоспитательный эффект. «Перестань баловаться, иначе отведу к врачу, и тебе сделают укол!» Кажется, что после этого заявления ребенок сразу станет шелковым. Однако все, к чему приводит это обещание, – страх перед белыми халатами и истерика при упоминании поликлиники.

«Поздоровайся с гостями и расскажи стишок, который ты выучила для Деда Мороза!» Такая формулировка – радость для ребенка с оральным или зрительным вектором, который любит выступать на публике, а анально-звуковая девочка прячется за родительскую спину и на ближайшие два часа «проглатывает» язык. Родители не сообразят как понять ребенка, и вынуждены извиняться за «невежливую» дочь. Подобные «грабли» родители подставляют себе с разными формулировками. «Сынуля, спой бабушке новую песенку, которую вы выучили в детском саду!». И анальный малыш-интроверт замыкается, прячется практически каждый раз в подобной ситуации.

kak-ponjat'-rebjonka3

Сомнительные фразы рождаются из потребностей векторов и являются неизменной частью родительского лексикона.Ребенок ударился, его ударили, он упал, потерял незаменимую деталь конструктора, не получил призовое место в конкурсе, да просто встал не с той ноги – какова бы ни была причина слез, всеми правдами и неправдами родителям хочется остановить их. «Не плачь!». В большинстве ситуаций плач воспринимается как сильный раздражитель, и при этом забывается, что у слез есть известная очищающая функция.

Дети умнее и правдивее родителей, они нам неустанно повторяют то, чем живут, проговаривая вслух: «Я поплакал, и мне стало легче». Особенно это актуально для зрительных детей, которые известные плаксы. Системная мама сообразит, как понять ребенка, что зрительному ребенку в этот момент нужна эмоциональная связь как никогда раньше. И любому ребенку в этот момент нужно понимание, участие. С кем-то нужно будет по-анальному в прошлых обидах и разобрать ситуацию.

Здорово, когда в подобных ситуациях рядом с ребенком оказывается понимающий происходящее взрослый (лучше мама, если это ребенок до трех лет), который поддержит и в радости, и в слезах и поможет осознать, отчего ребенку в данный момент так горько.

«Посмотри, все детки уже оделись, а ты?!» А кто-то хорошо танцует, бегло играет этюды… построил дачу. Подобные сравнения анальному малышу в особенности наносят колоссальный вред. Чувство неуверенности, ощущение себя неудачником и то, что ты не соответствуешь ожиданиям мамы, обеспечено. А сколько еще таких фраз? «Сейчас уйду и брошу тебя здесь», «Мы же тебе говорили», «Дай, я сама все сделаю», «Не бойся, это не больно», «Давай быстрее», «Шустрее» и «поторапливайся», «Вечно ты…» и «Ты никогда…» — сильнейшие слова с обвинительным приговором. «Это не стоит переживаний» и т.п.

Вспомните себя: как сильно ранят небрежно произнесенные слова. Поэтому, может быть, стоит подумать дважды и в итоге сделать правильный выбор между «Я сказала, перестань плакать!» и «Понимаю, как тебе сейчас больно и обидно».

kak-ponjat'-rebjonka4

Как понять ребенка? Воспитание духовности

Сейчас, когда идеи как таковые уже исчерпывают себя, ничего принципиально нового не создается, мы только зарываемся в детали и частности, наступает пора поменять приоритеты и обратить свое внимание на душевное состояние каждого отдельного человека и всего человечества, как вида. Зачастую, когда все силы родителей и учителей в развивающих центрах, школах, институтах брошены на передачу знаний, навыков, умений, совершенно игнорируется гуманистическая сторона воспитательного процесса.

Детки, наполненные знаниями, как Ленинская библиотека, но не умеющие сострадать, дружить, делиться, заботиться о ближнем, совершать альтруистические поступки, обречены на очень тяжелые состояния. Они похожи на жестоких интеллектуальных монстров. Снобизм, презрение и неприязнь к людям может не только выражаться безмолвно, но и выплескиваться в стрессовых ситуациях наружу. И тогда мы уже действительно не будем знать, как понять ребенка. И исправить очевидные ошибки будет намного сложнее, если вообще возможно.

Все это нас подводит к рубежу, где просто уже нельзя будет не думать, нельзя будет не понимать того, что мы творим сами, своими действиями, намерениями, своими словами. Лишь эта краеугольная ситуация неизбежно вынудит мир познать наконец самое себя.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Наталья Каширина

Читать также:

Что такое эксгибиционизм?
«Области тьмы» ― В поисках смысла жизни
Стричь газоны, открывать кафе …или Чего я хочу в жизни?

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *