Фильм о Шерлоке Холмсе, или Тайны сверхчеловека

Бессмертная серия произведений Конан Дойля о Шерлоке Холмсе не оставляет равнодушным вот уже которое поколение жителей планеты. На этот раз речь пойдет об экранизации любимого романа британским телевидением – сериале «Шерлок», первый сезон которого состоялся в 2010 году.

Но это кино – не точная калька знаменитых рассказов о сыщике, а развитие сюжета в современном мире Интернета, смартфонов и бешеных скоростей. Сериал стал очень заметным событием в мире кино. Почему он вызвал столь большой интерес? В чем секрет его привлекательности? Попробуем разобраться с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Шерлок

Главный герой

Смотреть этот фильм о Шерлоке Холмсе системным взглядом – сплошное удовольствие. Любое произведение в мире искусства, будь то кино или книга, оставляет ощущение достоверности, если его автор наблюдателен, хорошо чувствует человека, способен глубоко проникнуть в его психическое, а это значит, что он интуитивно видит систему, на которой оно основывается.

Фильм «Шерлок» принадлежит к тем произведениям, где законы психического показаны с очень большой степенью достоверности. Современный Шерлок Холмс – демон и гений. Сумасшедший и непонятный для окружения, вызывающий одновременно ненависть и благоговейный трепет перед несвойственной обычному человеку гениальностью и прозорливостью. Эгоцентрик, увлеченный идеей сверхчеловека, и в то же время рыцарь, один встающий на защиту людей, когда больше никто не может их защитить. Это вызывает преклонение перед необычным талантом и заставляет людей становиться его друзьями и вечными почитателями, невзирая на странности и резкость характера.

Так кто же он? Возможен ли такой типаж в реальном мире? Возможен, хотя в кино все немного утрировано с подачи зрительного вектора, который любит яркие эффекты и будоражащие эмоции (особенно заметными в этом смысле стали серии фильма о Шерлоке Холмсе 2012 года, второго сезона). Шерлок – обладатель очень развитой кожно-обонятельно-звуковой связки векторов, наделяющей его противоречивыми чертами и огромным психическим потенциалом. При должном развитии это вполне может сделать из него сверхчеловека.

Нос и ухо гениального сыщика

Какой же сыщик без обонятельного вектора? Шерлок пользуется своим гиперчувствительным носом, а точнее, нулевым нервом, способным улавливать запахи людей на бессознательном уровне. Отсюда его гениальная интуиция. Все отношения людей строятся на запахах, и лишь обонятельнику под силу уловить эти тонкие взаимосвязи.

Ученый-химик, знающий все о ядах и составе крови. Микроскоп – его орудие. Все, что связано с выживанием — его интерес. Его главное желание – выжить любой ценой, выжить вместе со всеми, потому что без окружения у него это не получится. Пока преступный элемент имеет силу, герой не чувствует себя в безопасности. Он с трудом выносит людей, но делает все, чтобы они жили. Это бессознательное желание любого развитого обонятельника, заставляющее его спасать человечество. «Возможно, я по виду и ангел, но не вздумай допустить хоть на одну секунду, что я ангел по существу», — говорит Шерлок своему сопернику, злодею-консультанту Джеймсу Мориарти.

Эгоцентрик или гений

Однако мы видим Холмса на новом витке времени – в информационном мире, где с невероятной скоростью развивается звуковая мера. «Мозговитость теперь сексуальна», — говорит Ирен Адлер, обозначая эти тенденции. Человек все больше уходит от животного, и ум в мужчине становится все более привлекательным для женщин.

У сыщика не просто мозговитость. Его мозг похож на мощнейший компьютер, обладающий колоссальной памятью и быстродействием, рассчитывающим любые комбинации за доли секунды. Да, современный Шерлок и должен быть таким, с необычайно развитым интеллектом, к счастью, обращенным наружу, на благо людей. Но это не мешает ему периодически проваливаться в эгоцентризм и идеи о собственной гениальности – столь силен соблазн для звуковика стать Богом. И еще скрипка из прошлого века – пристрастие кожного звуковика. Так лучше думается… А думать надо много, иначе разорвет. Думать – основное удовольствие для человека со звуковым вектором.

Ну и, конечно, главная звуковая реализация – ощущение психического другого человека. Он наблюдателен – видит каждую складку и потертость на одежде, следы насилия на теле, но прежде всего он видит душу человека. И без этой способности он не был бы гениальным сыщиком. Для Шерлока поведение любого человека предсказуемо, потому что он читает других, как открытую книгу. Одним из самых ярких примеров является раскрытие загадки Ирен Адлер. Связь эмоций и тела для него очевидна.

Отношения

Авторы дают главному герою легкий налет зрительности: привлекательную внешность, немного самолюбования и, проявившееся под влиянием Джона Ватсона, доктора со зрительным вектором, сочувствие к людям. Более того, с развитием сюжета нам все больше кажется, что все главные герои фильма связаны волнующими нитями эмоциональной привязанности. Особенно это проявляется в третьем сезоне фильма о Шерлоке Холмсе, вышедшем в 2013 году. Прибавьте сюда тонкий и добрый юмор создателей картины, подшучивающих над своими героями, который заставляет нас много смеяться, и зрительникам восторг от фильма обеспечен.

Однако это лишь необходимый ход кинематографистов, ведь без эмоций нет фильма. Основные потребители кино – люди со зрительным вектором, и им будет скучно, если они не смогут влюбиться в главного героя. Но сам герой проговаривает совершенно другие ценности – ценности обонятельно-звуковые. Холодный ум и отсутствие эмоций – вот главное жизненное кредо Шерлока.

Чутьё

— У нас на кону жизни, Шерлок, реально существующих людей, — восклицает возмущенный до глубины души бесчувствием друга Джон, когда тот довольно улыбается от предстоящей интеллектуальной схватки с противником. – Они тебя вообще хоть как-то волнуют?
— Волнение поможет спасти кого-нибудь? – спрашивает Холмс.
— Нет.
— Тогда я и дальше буду избегать этой ошибки.

Разоблачая Ирен Адлер, он говорит: «Сантименты – химический дефект, ведущий к проигрышу. Джон Ватсон считает, что любовь для меня тайна, но ее химия невероятно проста и разрушительна… Вам нельзя допускать, чтобы оно (сердце) управляло вашей головой. Я всегда полагал, что любовь – опасный недостаток».

Эмоции действительно несовместимы с обонянием, ведь его обладатель стремится к полному их отсутствию – меланхолии. Однако вокруг него люди, и развитый звук заставляет концентрироваться на них, чувствовать окружающих и их желания. В этом причина его рыцарства. Большой потенциал заставляет героя ощущать глобальное зло в мире и делать все возможное для его искоренения.

Не ждите от Шерлока сантиментов и большой любви. Это не его конек. С кем бы он ни был, он всегда один. Мало кто догадывается, что происходит в душе этого необыкновенного человека.

Фильм о Шерлоке Холмсе. Приметы времени

Несмотря на множественные совпадения сюжета с оригиналом, все же действие разворачивается в принципиально новом времени – времени кожной фазы развития человечества. Это общество скоростей, высоких технологий и информационного бума. Теперь сыщик вооружен самым современным микроскопом, выходом в Интернет, быстрым доступом к любой информации, смартфонами и планшетами.

Современный Шерлок чувствует себя в этом мире, как рыба в воде. Он пользуется никотиновым пластырем для стимуляции ментального процесса и имеет свой сайт в Интернете с описанием 243 видов табачного пепла. Он благосклонно относится к факту ведения блога Джоном Ватсоном, хотя и не очень рад внезапно свалившейся на него благодаря этому популярности. Что ж, все это — приметы времени.

Интересно, что основное соперничество двух сил – добра и зла – в лице Шерлока Холмса и Джеймса Мориарти происходит именно в информационной сфере. Безумный звуковой программист Мориарти играет с ненавистным ему миром, пытаясь увлечь его в бездну. Именно в области информации разворачиваются сейчас основные войны. Мир стоит на шифрах и кодах. Даже обоняние начинает все больше совать свой нос во Всемирную паутину, хоть здесь и нет запахов. Зато есть безумные звуковики, которые могут в один момент взорвать ненавистное человечество. В противостоянии Шерлока и Мориарти проявляется вечное напряжение между звуком и обонянием.

Так что достоверность происходящего заставляет нас с большим вниманием отнестись к фильму. И не только по этой причине. Сериал понравится не только зрительникам, но и звуковикам. Интенсивная работа ума, красивый и точный язык, отличная музыка, в полной мере передающая суть картины, художественное решение в звуковом стиле – все это доставит подлинное интеллектуальное наслаждение обладателям звукового вектора. Это фильм для тех, кто любит думать. Если вы еще его не видели, рекомендую посмотреть.

Автор: Марина Голомолзина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


4 comments on “Фильм о Шерлоке Холмсе, или Тайны сверхчеловека
  1. Спасибо, Марина, очень заинтриговали. Обязательно посмотрю фильм!

  2. Обонятельника в этом фильме 2 — брат Шерлока — самая влиятельная фигура Англии! И этот «паук» из 3 части 3 серии, который всех шантажировал. Шерлок по сравнению с братом постоянно чуть ниже, ребенок. И это именно так, обон всегда старше (т.е. умнее). А Шерлок — звуковой эгоцентр со зрением. Всё вокруг него вертится, в его представлении. Обон в замок королевы не придет закутанный в простыню, это детская выходка, каких у него много. Обон так не поступит. Шерлок сам сказал, что для него дедукция заменяет наркотики и сам он заядлый наркоман. Ни один обон так не скажет и не будет таковым. Все его знания в химии, табаке и прочие инструменты — это только для того, чтобы раскрывать преступления. Все что этого не касается — он не в курсе. Например, что вертится: земля вокруг солнца или наоборот. Не способен видеть шире, картину в общем как его брат — и чуть не профукал половину ВВП Англии, пытаясь показать свою мозговую мускулистость Ирен. Он способен на чувства — к Ватсону, Грегу, девушке из морга и не презирает свои чувства как обон. Он их сторонится, т.к. это мешает делу, это мешает звуку для его реализации. А вот для кого действительно частные переживания всегда на втором плане и держит руку на пульсе — это Майкрофт. Тут точно обоняние, звук и зрение. Этот фильм — действительно находка и очень забирает, снято шикарно, техника съемки, игры, юмор…

  3. Марина, как всегда, отличная статья. Мой любимый фильм, а с раскрытием СВП стало еще более понятны тонкости фильма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *